Вопросы по Тридентской Мессе

Древняя традиция Римского обряда богата святыми словами и святыми жестами. Они взаимодействуют в удивительной гармонии. Жесты служат выражением слов молитвы. Например, во время Святой Мессы все благоговейно и набожно преклоняют колено на определённых словах Символа Веры и Заключительного Евангелия.

Обращаем Ваше внимание, обряды/жесты, помеченные в тексте ниже знаком «*», являются традиционными в старой Мессе. После литургической реформы они не были сохранены в новом Миссале и по сегодняшней день используются исключительно в старой Мессе.

  1. Почему священник служит Святую Мессу на латыни?

    Начиная с IV в. латынь была единственным богослужебным языком Римско-Католической Церкви. Это правило не изменилось, даже когда латинский язык перестал быть разговорным. Похожие процессы есть и в других вероисповеданиях.
    Неизменность латыни защищает текст Мессы от неверного истолкования и изменения смысла таинства веры возможных заблуждений, проистекающих от лингвистических ошибок.
    В нашу эпоху разрешено использование национальных языков при служении по Миссалу Павла VI, однако и в ординарной форме римского обряда сохраняется служение на латинском языке, поскольку оно, как было отмечено выше, гарантирует сохранение смысла, так как национальные – т.н. «живые» языки – постоянно развиваются и многие термины со временем выходят из употребления и становятся непонятны, либо меняют свое лексическое значение, бывает – даже на противоположное.
    Наконец, латинский язык интернационален. А значит, в самых разных частях света богослужение будет одно и то же. Это удивительным образом подчеркивает вселенскость Церкви. Вместе с тем, это помогает нам ощутить живую связь во времени, ведь именно на этом языке молились в храме многие поколения католиков.

  2. Почему священник во время Святой Мессы обращен на восток (ad orientem)?

    Совершать Святую Мессу, обратившись лицом на восток – древний обычай, восходящий к первым векам христианства. Эта традиция сохранялась в Католической Церкви неизменно на протяжении веков, несмотря на литургическое разнообразие обрядов. Так как священник служит Мессу лицом на восток, он служит лицом к Восходящему Солнцу.
    Восходящее Солнце является символом Самого Христа, который возвращается к нам в евхаристии под видом хлеба и вина. Священник обращается к тому, кому предлагается эта жертва. В этом процессе он ведет верных к почитанию и восхвалению и сам вместе с остальными верующими идёт вперёд. Когда же священнику надлежит обратиться к народу, он делает это повернувшись и говоря «Dominus vobiscum» или «Orate, fratres». В таком виде хорошо прослеживается божественная иерархия.
    Конечно, не все церкви и алтари ориентированы «на восток». Однако священник, служащий Мессу в направлении креста, обращён лицом к литургическому востоку, т.е. он всё равно служит Ad orientem.

  3. В каком настроении могут люди участвовать в Мессе?

    Тридентская Месса – это четырёхкратная жертва.
    В жертве хвалы мы поклоняемся Богу.
    В жертве благодарения мы благодарим Богу за получение средств мира и спасения Христова.
    В жертве просьбы мы просим о получении милостей.
    В жертве покаяния мы просим прощения за свои грехи: «Предвечный Отче, приношу тебе Тело и Кровь, Душу и Божество Возлюбленного Сына твоего, Господа нашего Иисуса Христа, ради прощения грехов наших и всего мира.»
    Люди могут участвовать в Мессе с внутренним усердием и искренностью, вознося умы и сердца к Богу, соединяя свои молитвы с молитвами священника, предлагающего Божественную Жертву на алтаре.
    Активное участие не обязательно должно проявляться физически, оно выражается в молитвенной сосредоточенности. Такому участию в Мессе очень помогают молитвословия служебника и литургические действия.

  4. Каким образом люди могут участвовать в Мессе?

    Люди могут участвовать в Мессе, внутренне усердно вознося умы и сердца к Богу, соединяя свои молитвы с молитвами священника, предлагающего Божественную Жертву на алтаре, а также предлагая свою жизнь в жертву Богу. Участвовать в Мессе человеку очень помогают молитвословия служебника и литургические действия.

  5. Почему на алтаре три покрова? *

    В традиционной Литургии предусматриваются три алтарных покрова, символизирующие погребальные пелены Спасителя. Помимо символического значения это имеет практический смысл. Иногда после пресуществления может пролиться небольшое количество драгоценнейшей Крови, и в этом случае три алтарных покрова наилучшим образом впитывают в себя Святые Дары.

  6. Почему читаются молитвы ступеней? *

    Молитвы ступеней состоят из 42 Псалма и покаянного обряда. Они призваны подготовить священника, священнослужителей и министрантов к совершению Священного Жертвоприношения Мессы.
    42-й Псалом не случаен. Почти всегда Церковь выбирает тексты, наилучшим образом передающие то, что Она совершает, или то, что Она хочет выразить. Упомянутый Псалом выбран за слова «Introibo ad altare Dei» - «Подойду к Божьему алтарю», а также за то, что его текст исполнен радости и душевного ликования. Из-за радостного характера этот Псалом опускается в заупокойных Мессах и в Страстное время.
    За Псалмом следует покаянный обряд. Священник исповедует перед Богом, святыми и людьми свою греховность и недостоинство, испрашивает прощения и снисхождения. Затем это же совершают служители, аколиты либо министранты от лица всего народа Божьего.

  7. Почему в определенный момент чтения Credo (Символа веры) и заключительного Евангелия совершается коленопреклонение? *

    В тексте Символа веры и заключительного Евангелия содержатся упоминания о Воплощении. Воплощение – одна из центральных тайн нашей веры, наше спасение началось с Воплощения. Став одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха, воплотившись от Духа Святого и Марии Девы, Христос затем пострадал и умер за нас. Почитая эту тайну, священник, служители и верные совершают коленопреклонение – жест, выражающий величайшее почтение и благоговение.

  8. Почему на традиционной римской Мессе всегда читается только Римский Канон? *

    Чин традиционной римской Мессы уходит корнями к апостольским временам. Он был окончательно утверждён и закреплён в Римском Миссале (Missale Romanum) после Тридентского Собора (14 июля 1570 года).
    Канон Мессы, изложенный в Missale Romanum, абсолютно исключает ошибки и заблуждения. В нём содержится католическая теология Жертвы без сокращения и фальсификации. В декрете Тридентского Собора «Учение о Прествятой Жертве святой Мессы» об этом Каноне говорится, что «в нем нет ничего, что не дышало бы святостью и высшим благочестием».
    Именно потому, что в Каноне Мессы традиция Католической Церкви имеет всё необходимое, не было никаких причин для создания других евхаристических молитв. Долгое время все поддерживали это понимание, и только в 1969 были созданы несколько новых евхаристических молитв.

  9. Почему священник читает Евхаристический канон тихо? *

    Чтение Евхаристического канона в тишине выражает глубокое благоговение и смирение перед тем, что происходит на алтаре. Здесь должно замолкнуть любое человеческое слово.
    В истории спасения Бог часто совершает великие дела сокровенно. Например, в Ветхом Завете Бог открывается Илии в веянии тихого ветра (3 Цар 19, 11–13). Тишина несёт также функцию завесы для защиты святыни.
    С помощью тихого чтения Канона подчёркивается, что евхаристическое пресуществление и Жертва совершаются только священником, т.к. сакраментальное обновление Крестной Жертвы осуществляет Сам Христос через рукоположенного священника.
    Верным же даётся возможность погружения в молитву. В силу полученного в Крещении общего священства они способны по-своему внутренне соединиться со священником в принесении Жертвы.

  10. Почему священник кладёт Гостию на алтарный камень? *

    Священник приносит Гостию, лежащую на патене, в жертву и произносит для этого молитву. После молитвы священник совершает над алтарным камнем крестное знамение патеной с лежащей на ней Гостией.
    Это служит знаком того, что на данном алтаре вновь совершается спасительная Крестная Жертва. После крестного знамения священник наклоняет патену таким образом, что Гостия соскальзывает на корпорал, лежащий на алтарном камне. Предлагаемый дар (гостия перед пресуществлением) и, соответственно, Сама Жертва (Гостия после пресуществления) лежат, таким образом, непосредственно на алтарном камне.
    Алтарный камень – жертвенник, где совершается Бескровная Жертва божественного Агнца.
    Гостия «нагая» лежит на алтарном камне, словно Иисус, с которого срывали одежды, который лежал на кресте и был распят на горе Голгофа. Это символизирует бессилие, беспомощность и одиночество Христа в тот момент.

  11. Почему в определённый момент св. Мессы священник предплечьями опирается на алтарь? *

    Когда священник читает тайноустановительные слова, он низко наклоняется вперёд и опирается предплечьями на алтарь. Посредством этого выражается глубокая связь между священником и Христом, символом Которого служит алтарь.
    Кроме того, это положение увеличивает сосредоточенность священника на хлебе и вине и приходе Христа.

  12. Почему священник совершает коленопреклонение после тайноустановительных слов ещё до возношения Святых Даров? *

    Священник, произнеся тайноустановительные слова над Гостией «HOC EST ENIM CORPUS MEI», держит в руках уже не хлеб, но Тело Христа. Вера в действительное присутствие Господа под видом хлеба выражается в поклонении Богу через коленопреклонение сразу после пресуществления ещё до вознесения Святого Тела для поклонения народа.
    Это значит, что священник сначала воздаёт Богу хвалу через коленопреклонение и только потом показывает Святое Тело для поклонения народу.
    То же самое происходит после произнесения священником тайноустановительных слов над вином в Чаше «HIC EST ENIM CALIX SANGUINIS MEI, NOVI ET ÆTERNI TESTAMENTI: MYSTERIUM FIDEI: QUI PRO VOBIS ET PRO MULTIS EFFUNDETUR IN REMISSIONEM PECCATORUM».

  13. Почему после пресуществления Святейшего Тела священник держит соединёнными указательный и большой пальцы обеих рук? *

    В Тридентской Мессе священник обязан держать соединёнными указательный и большой пальцы обеих рук после первого прикосновения к Гостии в момент пресуществления.
    Из особенного почитания Бога священник не может трогать ничего, кроме Святой Гостии. Дальнейшее действие в Мессе будет освящено только реальным присутствием Христа.
    Самое главное, что на подушечках пальцев могут остаться частицы Тела, которые могут упасть на пол, а Церковь учит, что в каждой частице истинно пребывает Весь Христос. Поэтому священнику строго запрещено разъединять пальцы. Только после омовения рук, когда частицы Тела находятся в вине, которое священник потом пьёт, он может это сделать.
    К тому же, при рукоположении священник получил помазание большого и указательного пальцев обеих рук. Только ими он имеет право взять Тело в руки.

  14. Почему Святое Причастие принимается исключительно на коленях и в уста? *

    Чтобы оказать почести Искупителю, показать Его главенствующее положение перед человеком и выразить веру в Его действительное присутствие в Святой Гостии, Церковь с течением времени выработала особый обряд причащения, который ясно выражает эту веру: Святое Причастие принимается исключительно на коленях и в уста.
    Кроме того, не-священники не имеют права взять Причастие своими руками, а могут только Его получить. Именно так верующий получает Тело Христово, а не берёт Его из своих рук после получения Его из рук священника.
    Хотя практика принятия Причастия в руки была обыкновенной в первые столетия Христианства, этот обычай со временем оброс многими злоупотреблениями.

  15. Почему Святое Причастие не подается мирянам под видом вина? *

    Согласно католическому вероучению, Святое Причастие под видом хлеба заключает в себе всего Христа: Тело и Кровь, Душу и Божество. Кроме того, Святое Причастие не подается под видом вина для предотвращения злоупотреблений.

  16. Почему миряне не могут раздавать Святое Причастие? *

    Христос - единственный Податель Таинств.
    Только диакон и священник действуют in persona Christi.
    Через рукоположение диакону и священнику даны полномочия уделять Таинства.

  17. Почему после благословения священник читает заключительное Евангелие? *

    Как правило, в качестве заключительного Евангелия читается пролог св. Иоанна (Ин 1, 1-14). Чтение и слушание этого выразительного текста – дополнительная часть заключительного благословения. Одновременно ещё раз резюмируется вся св. Месса и воздается почитание Воплощению нашего Господа. Поэтому с особым благоговением совершается коленопреклонение на фразу «Et Verbum caro factum est».

Конечно, весь старый римский обряд здесь описать невозможно.
Задайте свой вопрос: gh@summorum-pontificum.ru