7 Слов Христа на Кресте

По приглашению Общества Святейшего Сердца Иисуса - Католики за "Summorum Pontificum" священник Михаил Ермашкевич, OP, провел 23-25 марта 2012 года в Москве великопостные духовные упражнения.

Реколлекции начались с богослужения Крестного Пути по традиционной схеме: XIV стояний, предваряемых пением строф гимна Stabat Mater, чтение отрывков из Писания, молитвы Pater noster и Ave Maria, малое славословие. Кульминацией первого дня была Святая Месса, по окончании была возможность индивидуально помолиться во время Адорации и получить благословение Пресвятыми Дарами.
Начало получило гармоничное развитие в следующие дни во время духовных конференций по главной теме. Слова, произнесенные человеком на пороге смерти, неслучайно остаются после него в памяти тех, кого он оставил в этом мире: в них, словно в зеркале, отражена, по сути, его жизнь, что было для него важно, как он сам оценивает прожитые годы. В Средние века их тщательно фиксировали в агиографических сочинениях разных жанров (Vita, Legenda), а также в жизнеописаниях светских правителей и других деятелей, так или иначе повлиявших на развитие истории. В нашу эпоху благодаря новейшим средствам коммуникации они становятся известны миллионам людей уже в первые часы после смерти.
И если мы так внимательно относимся к словам смертных людей, то насколько более ценными и важными должны быть для христианина последние слова Господа и Спасителя! К сожалению, эта тема, некогда очень популярная в богословских и нравственных трудах, сейчас освещается все реже. Последние слова Христа - не просто напутствие, а начало определенных практик в Церкви, поскольку на Кресте совершилось спасение, от него берут начало и Таинства.

«Отче, прости им, ибо не знают, что делают»

Нередко люди делают зло, считая, что творят добро. Эта ситуация красноречиво описана в повествовании о Страстях Христовых, из Евангелия мы знаем и о том, что Бог из любого зла может вывести благо, однако это не означает, что зло творить можно и нужно. Есть объективное зло, с которым следует сражаться, однако нередко мы боремся не со злом, а с его носителем, не осознавая, что зло самонаказуемо по своей сути, поэтому тот, кто его допускает, сам оказывается жертвой. Христос из постигшего Его зла выводит добро: Бог побеждает Зло, хотя Зло считает себя всесильным. Если я понимаю, что собираюсь сделать что-то неправильно, то лучше воздержаться, ведь сознательно испытывать Милосердие Божие - грех. Со времен Адама и Евы люди думают, что, обойдя ту или иную заповедь, можно извлечь благо, считают, что знают лучше Бога, что им нужно, что для них хорошо.
"Из этих слов Христа можно извлечь актуальный для нас нравственный урок, - отметил о. Михаил. - При общении с людьми, критикующими Традицию, относиться к ним с терпением, не отталкивая их и не впуская зло в свое сердце. Молиться в душе словами Христа. У св. Бернарда Клервосского есть изречение: Для меня гвоздь, clavus, стал ключом, clavis, чтобы я познал вою Божию".

«Истинно, ныне будешь со Мною в Раю»

В Средневековых мистериях встречается такой сюжет: раскаявшегося разбойника не пускают в Рай, и он показывает ангелам "ключ" - Крест, говоря: "Распятый сегодня со мною дал мне его". Добрый разбойник удостоился прощения не только состраданием к умирающему: он исповедал веру в то, что Бог может его простить. Церковь часто приводит в пример историю раскаявшегося разбойника, уча о важности регулярной исповеди. Говоря на эту тему, о. Михаил предостерег от крайностей в отношении к Таинству, в частности, от идеи "зачем исповедоваться, если все равно невозможно удержаться от грехов", или наоборот, исповедоваться, не собираясь ничего менять в своей жизни, не отказываться от того, что провоцирует нарушение заповедей. Напомнив 5 обязательных условий действительной исповеди, священник добавил: "Необходимо стараться сохранять эту чистоту. Иметь чистое намерение не огорчать Бога недостойным поведением, не совершать тех грехов, злоупотреблений, которые видим вокруг, и просить Бога помянуть тех, кто поступает наоборот. Это поможет избежать конфликтов и не оттолкнет людей". В качестве аскетической практики он рекомендовал учиться воспринимать собственные страдания как расплату за совершенные нами грехи - сознательно или неосознанно.

«Жено, се сын Твой. Се, Матерь твоя»

Умирая на Кресте, Христос не забывает о Своей Пресвятой Матери. Эти слова косвенно указывают, что у Него не было родных братьев, которые после смерти старшего Сына должны были по Закону взять на Себя опеку над Матерью, и может служить аргументом, например, в полемике с протестантами. В те времена одинокие бедные вдовы занимали в обществе низкое положение: с ними не считались, любой мог оскорбить их, практически, единственной возможностью найти средства к существованию была милостыня. Иисус показал пример, как следует относиться к родителям, даже если мы сами страдаем, а в годы общественного служения Он Сам, как мы знаем из Евангелий, неоднократно помогал вдовам.
В лице Иоанна каждый христианин принимает Матерь Христову, как свою Мать, а Она принимает всех людей. Как хороший Сын Христос делает все, о чем просит Пресвятая Дева, а Она, будучи хорошей Матерью, не может просить Его о чем-то плохом. Это не означает, что Она далека от наших бытовых, житейских проблем: в Кане Галилейской, по Ее просьбе, Христос сотворил Свое первое чудо, избавляя молодоженов из неловкой ситуации. Не будучи подвластна злу в силу Своего Непорочного Зачатия, Она, как и Ее Сын, воспринимает все скорби последствий греха.
Апостол же Иоанн показывает нам пример восприятия воли Божией такой, какая она есть, а не какой мы ее себе представляем. Он единственный из апостолов остается под Крестом и исполняет последнее поручение Иисуса, тем самым Иоанн учит, что любимый ученик Господа должен всегда сохранять открытость Его воле, даже в трагической ситуации.
Еще один важный урок Иоанна: уважение к апостолу Петру, а в наши дни - к его Преемникам. Хотя Петр повел себя менее достойно и даже трижды отрекся от Христа, он заслужил Его прощение и остается Главой Апостолов. Поэтому Иоанн в день Воскресения не вошел первым в пустой гроб Воскресшего, а с почтением пропустил вперед старшего по возрасту и по достоинству Петра. "Мы должны всегда поддерживать Епископа Рима в молитве и своим поведением не дискредитировать учение, которое он старается возрождать, несмотря на множество трудностей".

«Боже Мой, для чего Ты меня оставил?»

Хотя рядом Мать и ученик, Иисус все равно чувствует себя оставленным. На Кресте Он повторяет слова из 21 Псалма о Страстях Мессии, читавшегося в это время на литургии в Храме. Тем самым Спаситель соединяет литургию Храма с Крестной Жертвой, приносимой Богу за грехи уже не отдельного народа, а всего мира.
В одиночестве Христа также заключена солидарность с человеком, не чувствующим более присутствия Бога в своей жизни. Это бывает либо из-за греха, либо по таинственному попущению Божию. Христос понимает, что это возможно и предостерегает нас от искушения отказаться от Бога в трудной ситуации: даже несмотря на отсутствие чувства присутствия Бога, верность Ему и доверие помогают нам, переживая физические и психологические испытания, не податься злым силам. Бог не отвергает даже объективно отдалившегося от Него человека, Он ждет, когда тот вернется с раскаянием, подчеркнул о. Михаил, приведя в пример апостола Петра, просившего после чудесного улова рыбы: "Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный".

«Жажду»

Умирающий человек испытывает жажду, страдания ее усиливают, поэтому первая мысль у тех, кто стоял под Крестом, или читает Евангелие сегодня: Иисус просит пить. Анна Катерина Эммерих отметила: "Бывшие под Крестом опомнились, так как забыли, что Христос может испытывать такие простые желания". Поэтому солдат протянул Ему губку с уксусом.
Часто мы не видим потребности других людей, так как заняты своими переживаниями, при этом человеку, возможно, нужно не просто сочувствие, а реальная, конкретная помощь. Иисус учит, что даже за стакан воды, поданный во Имя Его, мы получим награду. В Средние века проводили параллель между грехопадением Адама и физическими, искупительными страданиями Христа. Прародители прельстились видом Древа познания - Христу завязали глаза; запах запретного плода привлек первых людей - Спаситель умирает, увенчанный смердящим тернием, среди умирающих; Адам и Ева держали в руках запретный плод - Христу пронзили руки; Прародители с удовольствием ели плод, им понравился его вкус - Христу дали желчь и уксус. На некоторых произведениях искусства солдаты даже трубят в ухо Христу, что символизирует искупление греха слушания первыми людьми слов Искусителя. Жажда спасения грешников заставляет Иисуса пережить все это из сострадания к нам - к тем, кто злоупотребляет Божиими дарами.

«Совершилось»

Совершилось предсказанное после грехопадения: человек был создан на шестой день, Спаситель умер в шестой день. Адам был сотворен в Раю, Христос родился от Пречистой Девы; Адам уснул под древом жизни, Христос умер на Крестном Древе; из ребра Адама создана женщина, из бока Христа берут начало Таинства Церкви. Оскорбление, нанесенное Богу - оскробление всему мирозданию, для исправления недостаточно простых человеческих действий, потребовалась смерть Богочеловека: будучи Сам Богом, Он исправляет ситуацию на совершенно ином, на абсолютном уровне. Вот почему чрезмерная уверенность в Божием Милосердии, что прощение, якобы, можно заслужить теми или иными делами - опасная тенденция, а учение о всеобщем спасении осуждено Церковью.
Святая Месса - возобновление нашего спасения, хотя мы находимся в конкретном месте в определенное время, Бескровная Жертва вне времени. "И если мы хотим, чтобы она совершалась и в нас, то должны соответствующе относиться к этому, - напомнил о. Михаил, - Все в жизни должно помогать открыться Божиему Откровению, должно быть видно, как в нас умирает ветхий человек и рождается, возможно, в муках - новый".

«Отче, в руки Твои предаю Дух мой»

Понять, что такое дух человека, помог приведенный священником пример с горящей свечой. "Воск - тело, фитиль - душа, пламя - дух. Человек, чтобы быть человеком, должен гореть, и его огонь должен быть связан с Духом Божиим, что возможно благодаря Таинствам". Тело Христа было погребено, душа спустилась в преисподнюю, чтобы возвестить праведникам о совершившемся спасении, а Дух Христа отошел к Отцу.
"Бывают бракованные свечи: фитиль искривлен, короткий, размещен сбоку. Такая свеча будет не гореть, а коптить, загрязняя все вокруг расплавленным воском. Подобное может случиться и с человеком, если у него душа не в центре, не на первом месте, тогда дух, огонь, разрушает, пожирает его самого и может принести вред окружающим".

После конференций слушатели могли обсудить услышанное, задать ведущему вопросы и попросить совета. Духовные упражнения завершились в Первое Страстное воскресенье Петой Мессой. Прощаясь с московской общиной, о. Михаил поблагодарил всех за участие и Общество Святейшего Сердца - Католики за "Summorum Pontificum" за помощь в организации.